Беда больших миров - это серость. Малым мирам масштабы проблем не понять. Тогда не было ни дворов за прем, ни масс-чеканки (ни флагов на чеканку, ни усилителей флагов, ни прочего колдовства). У нормального активного акка запас дворов варьировался от нескольких штук до 20-30. И они были раскиданы по линии фронта - на случай перехватов или для того, чтобы дворить пробитые деры врага. Поэтому когда в тылу серел акк в 200-700 дер, это было катастрофой: надо было разобрать как можно быстрее, пока туда не заехал враг, но активу разбирать было нечем. Приходилось убивать дворов на фронте и в результате не дворить пробитые фронтовые деры врага.
Вообще варки в больших мирах существовали гораздо дольше, чем в малых - примерно год. Хотя народу было больше, мало кто хотел прослыть трупоедом/варкоедом. Поэтому активы старались брать деры игроков (плюс они были раскачены лучше варок), во многих племенах даже запрещали брать варки. Но рано или поздно любое племя впадало в период длительного мира, и потому начинали разбирать варки. Плюс было больше нубов и фермеров, которые тоже брали варки под рост. В итоге до поры до времени серость не была проблемой - пока серость была в 1-3к очков.
А вот когда большой мир вступал в стадию, когда все варки разобраны, серость в 8-10к очков резко становилась проблемой. Враг мог заехать с деффом в 20 стенку и окопаться в тылу.
Серость была двух видов: от удалившихся по неактивности и от удалившихся по желанию. Со 2 категорией я успешно боролся (лишь одного игрока не смог уговорить не удаляться), хотя это жутко выматывало. Какие только доводы не приводили удаляльщики! Это в малом мире такого шантажиста можно послать в новый мир, а в больших мирах приходилось из кожи вон лезть, чтобы отговорить.
А вот с 1 категорией бороться было бесполезно. Даже если каждый заранее кидал запрос на присмотр! Народ пропадал, ты брал красный присмотр - народ появлялся, прерывал присмотр и вновь пропадал. И это игроки с сотнями дер! Ещё бывало, что косячили присмотрщики, просто забывая зайти на присмотр. Так как племен было много, включая академки-продолжения, за всеми было не уследить.
Думаю, это было основной причиной, почему появились всякие ускорители всего. К сожалению, вместе с водой выплеснули ребенка. Ускорители (дворы за прем, масс-чеканки и т.д.) нужны на поздней стадии мира, когда уже все акки сформированы. На ранней стадии они приводят к тому, что любой наторговавший према может выесть всю округу, тем самым отбив желание у множества игроков рестартовать или даже играть в принципе. В больших мирах рестартовали очень многие, потому что даже при рестарте спустя год после старта мира были шансы выбиться в топы.
Думается, если бы различные ускорители включались в мирах хотя бы через полгода после его старта, это бы увеличило размеры миров.